пятница, 7 января 2011 г.

Про выбор фототехники. Мысли дилетанта

Пишет Олег Стельмах (elektraua)
Про выбор фототехники. Мысли дилетанта
Навеяно постом одного известного блоггера о выборе фототехники. У меня, как у любого человека есть свои соображения на эту тему. Их много и они лезут через уши :) Поэтому выскажусь от души, основываясь на личном опыте и граблях, на которые приходилось наступать. Возможно, кому-то данная заметка окажется полезной и мой труд не окажется напрасным. Итак, какой фотоаппарат купить, Никон или Кенон, какой объектив лучше и чего стоит опасаться ? Как выбирать, где почитать обзоры и посмотреть тесты фототехники? Мои мысли под катом.



Я снимал на много Никонов и на столько же Кенонов. Являюсь обладателем системы Кенон в силу привычки, но утверждаю, что:

Никон:

- в целом качество сборки гораздо выше, чем у Кенон - не скрипит, не шевелится
- крышечки на пружинках, тоесть сами по себе как у Кенон они не болтаются
- камеры типа D300 и выше имеют параноидальную пыле и влагозащиту в то время как у Кенона реально защищены только тушки серии 1d (Mark X) и не совсем понятно, как, например, тушки вроде Canon 5d (mark II) вообще могли появиться на свет без нормальной защиты
- полупрофессиональные и профессиональные камеры Nikon в основном имеют достаточно высокую базу, чтобы мизинец (а то и безымянный) палец не съезжал под тушку. Тушка больше похожа на кирпич, что делает упор мизинцем более удобным. Для Кенон приходится покупать бустер, после чего систему Никон можно назвать уже не настолько удобной. Относительно Nikon D2-D3 и Canon 1D то здесь эргономика хвата тушек практически одинаковая, разница в незначительных нюансах
- расположение колеса управления для указательного пальца. Кто-то гениально расположил его в горизонтальной ориентации, что будет поудобнее, чем косокриво по диагонали у Кенон
- даже на откровенно недорогих объективах гораздо меньше люфта, чем у стекол Кенон. Практически нету, даже относительно кита 18-55, полтинника 50/1.8 и прочих радостных покупок. К примеру у жены был nikkor 50/1.8 (мануальный, ~$120) и через два года использования не люфтил по сравнению с моим двухгодичным Canon EF 50/1.4 USM (ультразвуковой автофокусный, ~$400)
- технический контроль - это реальная программа для Nikon. В хороших киевских сервис-центрах говорят, что объективы Никон проходят полноценную пост-сборочную юстировку (согласование работы автофокуса между фотоаппаратом и объективом), соответственно в сервис обращения по такому вопросу поступают гораздо реже, чем с участием Canon. В принципе, ни 1 из пяти объективов Nikkor, которые были в семье, критично не мазал, не промахивался, соответственно, не было надобности юстировать. Из кенонов пришлось юстировать такие стеклышки: 24-70 (ну ооочень вредный по автофокусу), 50/1.4, 85/1.2 II. Ничего страшного в этом нет, обычная процедура, которую забыли сделать на территории завода-изготовителя. Мастера СЦ часто рекомендуют нести стекла Кенон в сервис на юстировку сразу после покупки, не одевая на тушку, т.к. Canon проводит только приблизительную проверку и юстировку :) Реальные случаи.
- основная масса тушек по дата-кабелю сливают файлы на компьютер очень быстро, под завязку возможностей интерфейса USB 2.0, а у Кенона (400D, 450D, 40D, 5D) - медленно, мегабайтик в секунду, но я использую FireWire800 (IEEE 1394b) кардридер и для меня этот вопрос решен в пользу Кенон (~50-60 Мб/сек)

Кенон:

- Кенон дешевле и это главный аргумент в его пользу, сравнить можно топовые объективы 70-200, 16-35 vs 14-24, 24-70 и другие популярные стекла
- первыми внедрили ультразвуковой привод и фуллфрейм
- патент на колесо под большой палец - нет ничего удобнее в мире большого диска на задней стенке Кенона. Дурацкие джойстики на Пентаксах и Никонах вообще бесят, на ходу не юзабельны
- USM мотор меньше промахивается на движущихся целях чем никон, сравнивал сам, видел в нескольких тестах. На форуме dpreview есть обсуждение такой досады. В связи с этим количественно преобладает среди репортеров
- Кенон давно отказался от отвертки (привод объектива внутри тушки аппарата). Все объективы оснащаются собственными моторами. У Nikon практически все тушки имеют отвертку и только такие засранцы как d40, d60 не имеют привода, в связи с чем некоторые популярные стекла работают только в ручном режиме фокусировки
- у Кенона есть волшебные продукты вроде 50/1.2, 85/1.2 которые абсолютно разрывают моск своей картинкой, но стоят пять с половиной зарплат чиновника
- кольцо зуммирования крутится в правильную сторону. У Никона наоборот, что в принципе нелогично - человеку удобнее считать цифры слева направо в порядке увеличения. Этот пункт скорее является вопросом привычки
- цена
- цена
- цена

Теперь про новичков. Новичек - тот, кто начинает, тоесть будет продолжать и интересоваться вопросом дальше. Те люди, которым просто нужно купить фотоаппарат потому что его нет в семье - простые обыватели, которые купили что-нибудь и забыли, к ним данный вопрос не относится и они снимают на Нокию.
Я считаю, что распространенные мнение о том, что начинать нужно с чего-то попроще ошибочное. Покупать нужно по финансовым возможностям на данный момент. Почему ? Потому что техника начального уровня может Вас в чем-то ограничивать:

- недостаточная светосила - самое частое. В условиях недостаточной освещенности скорее всего возникнут проблемы с выдержкой
- встроенная вспышка, которая включается утром, днем, вечером и в туалете. В результате получаются красные глаза, смещенный баланс белого, плоские лица, жесткие тени
- медленный привод автофокуса, или даже ручной. Не успеете навестись на драку на остановке, получите нерезкий кадр
- неподходящее Вам фокусное расстояние. Как правило, к среднестатистической тушке прикладывается "тестовый" объектив - 18-55 (есть варианты). Хотели снимать птичек, а будете снимать объекты в 3-х метрах
- слабое качество рисунка объектива. Недорогим объективам характерны низкая разрешающая способность стекла (горизонтальные линии), недостаточная резкость, дисторсии (геометрические искажения), хроматическая аберрация (кайма постороннего цвета в местах с перепадами яркости), откровенно слабый конструктив (шаткий, ненадежный), повышенная ловля "зайцев" от контрового и бокового света в результате внутренних переотражений света и многие другие не менее интересные бонусы
- недорогие зум-объективы при изменении фокусных расстояний меняют так же свою светосилу не в благоприятную для фотографа сторону, что повышает время выдержки и не позволяет получить красиво размытый задний фон. К тому же, из-за малого количества диафрагменных лепестков, "бокэ" заднего плана будет иметь не самую красивую геометрическую форму
- недорогие фотоаппараты "шумят" на высоких значениях чувствительности. Как правило на ISO400-ISO800 появляются неприятные шумы

В заключение скажу, что слова "Ой, мне бы в этом фотике разобраться, тот я не потяну - там все сложно" - не аргумент. Фотоаппарат - не стенд управления подачей охлаждающей жидкости к атомному реактору, где нет надписей, а лишь одни лампочки. Современные цифровые фотоаппараты - достаточно простые в использовании устройства, к тому же локализованы и оснащены миллионом подсказок для детей дошкольного возраста. Покупать следует аппарат "на вырост", тогда его не придется полностью менять при осознании наиболее подходящего для Вас жанра. Так у меня 50 с половиной знакомых не послушали меня, не купили 30/40/50D + 50/1.4***85/1.8***17-55/2.8***17-40/4***1
7-50/2.8 сразу, а купили 400/450/500/550D + 18-55 Kit и через месяц-два начали рассказывать, что наконец-то они вырасли из этой детской техники и теперь будут все продавать (теряя около 40% стоимости) и брать примерно то, что я рекомендовал взять "когда-то". Уверен, что новичек, купив вместо 18-55 mm F/3.5-5.6 какой-нибудь Tamron 17-50 F/2.8 будет приятно удивлен резкостью, мягкостью картинки, а так же бокэ и получит лишь новую порцию энтузиазма и вдохновения в реализации своих творческих замыслов. И не забывайте покупать для объективов защитные фильтры, они сберегут нервы и деньги.

Теперь про объективы сторонних производителей.
Самые популярные - Sigma, Tamron, Tokina и в принципе, они повторяют фокусные расстояния других производителей, тоесть, имеют если не 1 в 1, то очень схожую оптическую схему. Тоесть покупая Tamron 17-50 F/2.8 Вы получите весьма приближенную к Nikkor 17-55 F/2.8 и Canon 17-55 F/2.8 картинку, но в 2-4 раза дешевле. Откуда такая разница в цене? Разница образуется из-за отсутствия громкой надписи на объективе и из-за более низкого качества изделия. Уверяю, это не настолько существенно и критично, как кому-то может показаться. Стекла сторонних производителей гораздо менее защищены от попадания пыли и влаги, в основном не оснащаются ультразвуковыми приводами, что делает систему автофокусировки менее быстрой и точной. К тому же гарантийная статистика говорит о том, что с продукцией Sigma и Tamron клиентов всегда больше. Но взамен меньшая цена и практически неотличимая от брендового объектива картинка.

Лично я рекомендую начинать либо с Tamron 17-50 F/2.8 или с Tamron 28-75 F/2.8 если Вы хотите снимать "все: и архитектуру, и пейзаж, и пьянку"; если будете снимать только портрет аля "стань тут вот так" - берите 50/1.4 (50/1.8), получите качественную картинку, модели будут благодарны. Следует помнить, что не существует суперуниверсальных и суперкачественных решений вроде 10-500, чтобы снимать сюжет от широкого пейзажа до звезды в космосе. Чем шире диапазон крайних значений фокусных расстояний, тем ниже качество картинки, рассматриваемой при 100% масштабе. Самыми резкими объективами являются "фиксы" (за редким исключением), стекла с фиксированным фокусным расстоянием, где зуммирование объекта достигается путем приведения в движение Вашего тела с помощью мышечной силы. Самые востребованные фокусные расстояния колеблются между 25-85 мм. Тут и на пейзаж хватит и на портретик. Если хочется большей универсальности без потери качества - лучше взять два объектива с разными фокусными. Если хочется просто универсальности - 18-200 Вам в руки за сто баксов.

Всегда перед походом в магазин посмотрите примеры фотографий с интересующей Вас модели объектива, или фотоаппарата. Невероятно много примеров можно найти на сайтах pbase.com и pixel-peeper.com, есть вероятность, что случайно Вы захотите приобрести совсем не то, что искали изначально :) К стати, указанные сайты полезны тем, что подписаны технической информацией о параметрах съемки. На сайте pixel-peeper.com под каждым просматриваемым устройством указаны ссылки на подробные тесты по разным авторитетным сайтам и обзоры именно этого продукта, рекомендую покликать и почитать.

Всегда полезно почитать и обзор. Вдруг у специалиста, составлявшего его, будут претензии к работе, или качеству устройства ? Он обо всем этом непременно напишет. Это может реально помочь и мой опыт говорит, что самые качественные обзоры фототехники живут на сайтах dpreview.com, the-digital-picture.com и photozone.de, где есть каталог оттестированных моделей фотоаппаратов и объективов, подробные технические тесты с графиками, примеры фотографий, характеристики устройств, сравнения с конкурентами и заключения экспертов.

Вот и все. И главное помнить, что снимает фотограф, а не аппарат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий